Развитие способностей

Развитие способностей

С развитии способностей детей спорили и спорят до сих : пор. В основе этих споров лежат общие утверждения о спо­собностях детей. Рассмотрим эти утверждения.

1. Все дети рождаются способными, неспособных детей нет, — неспособными они становятся в результате непра- \ вилъногс воспитания. Верно ли это положение? Выше я привел данные о рас­пределении детей по уровню умственных способностей, ко­торые лежат в основе всех других способностей. Как видим, около 20% детей, т.е. каждый пятый ребенок, имеет пони­женные умственные способности или даже умственную де­фективность. Так что объективные обследования детей про­тиворечат приведенному утверждению. Да, встречаются дети явно неспособные даже к нормальному умственному раз­витию, по это не значит, что они ни на что не годные, — эти дети при разумном и правильном воспитании и обуче­нии могут овладеть хорошими умениями и навыками в раз­личных профессиях, не требующих высоких умственных спо­собностей, и добиться в них хорошего мастерства.

А как быть с остальными детьми? У всех ли из них мож­но развить высокие способности к какой-то деятельности?

По этому вопросу мнения также расходятся, ибо ответ на этот вопрос основан на двух прямо противоположных утверждениях. Одно из них следующее;

2. Воспитание не всесильно, все зависит от природных за­датков детей.

Известный психолог Зигмунд Фрейд утверждал: «... че­ловек,наделен многообразными задатками влечений, ко­торым ранние детские переживания придают окончатель­ную направленность». Он считал, что человеческая вос-питуемость имеет границы, она не всесильна, тем более что «люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей».

Многие же придерживаются противоположного утверж­дения:

3. Воспитание всесильно, можно воспитать любого ребенка, всемерно развить его способности, все зависит от воспитателей.

Собственно говоря, этой точки зрения придерживались официальная советская педагогика и школа. На этой доктрине основывалась попытка построения в нашей стране коммунис­тического общества, в котором каждый бы трудился по воз­можности и получал по потребности. Считалось, что можно воспитать идеальных людей — членов идеального общества.

Какое же из этих утверждений верное? Думаю, что и то, и другое в приведенной формулировке неверны. Да, конеч­но, воспитание не всесильно, оно не может изменить при­родные особенности детей. Но оно достаточно могуче. Дело не в силе воспитания, а в том, чтобы оно было разумным и соответствовало природным и психологическим особенностям детей, тогда оно может очень многого достичь в развитии способностей детей.

Для эффективного развития способностей детей надо придерживаться следующих основных правил:

I. Развитие способностей детей нужно начинать как мож­но раньше, еще во пренатальном (внутриутробном) состоя­нии. Ведь от того, как мама вынашивает будущего ребенка, как она заботится о его здоровье и физическом развитии, как она с ним разговаривает, поет ему песенки, занимает­ся необходимой физкультурой, зависит, каким родится ре­бенок— физически и психически здоровым или уже с от­клонениями в развитии (физическом или психическом). А уже после рождения ребенка важно не упустить время для развития тех или иных способностей. Ведь каждый период жизни ребенка сензитивен (наиболее благоприятен) для развития определенных его способностей и качеств. Очень важно не упустить, например, период от года до полутора лет для развития речи ребенка, иначе наверстать речевые навыки потом будет очень трудно.

Известный опыт семьи Никитиных показывает, какие большие результаты можно получить в развитии детей, если начинать такое развитие буквально с пеленок.

Вот что пишет директор Института достижений потен­циальных возможностей человека Глен Доуман: «Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малы­ши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнасти­ческие упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребен­ка, который читал на трех языках под руководством докто­ра Верас в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Си-укса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я полу­чил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге «Как научить ребенка читать». Поэтому он предлагает всем познакомиться с кни­гой президента японской компании «Сони» Масару Ибука «После трех уже поздно».

Масару Ибука считает, что дети не рождаются гения­ми, ими они становятся в результате воспитания. Он пи­шет: «С древних времен считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в воз­расте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал класси­ческую литературу по-латыни в этом же возрасте, боль­шинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцар­та, и Милла говорит о том, что их строго воспитывали о'^ды, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование».

Дальше Масару Ибука указывает, что обычно уделяется много внимания воспитанию детей после трех лет. Но к этому возрасту развитие головного мозга уже завершено на 70—80%. Поэтому следует направить свои усилия на раннее развитие детского мозга, до трехлетнего возраста. «Раннее развитие не предполагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное— введение но­вого опыта вовремя».

«Единственная цель раннего развития — дать ребенку та­кое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым... Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам (после трех лет), нужно постепенно научиться уважать его волю, его Я... Мозг ребенка может вместить безграничный объем ин­формации».

Чем же рекомендует Масару Ибука заниматься с детьми до трех лет? Во-первых, физическими упражнениями, в первую очередь плаванием еще в грудном возрасте. Во-вто­рых, языками. Овладевая своим родным языком, ребенок легко может овладеть еще и другим или даже несколькими другими языками. В-третьих, музыкой, искусством.

Главное, считает он, создать благоприятную среду для развития ребенка. Поэтому чем больше в семье детей, тем лучше они общаются друг с другом... Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка... Общение детей между собой надо поощрять... Ссоры разви­вают у ребенка навыки общения... Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других... Интерес — лучшее побуж­дение... Нельзя насильно заставлять ребенка заниматься чем-либо, нужно сначала вызвать у него интерес к таким заня­тиям. Интерес ребенка нуждается в подкреплении... Распо­рядок дня развивает чувство времени... Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем возрасте... Зву­чание стихов тренирует память... Дайте ребенку карандаш как можно раньше... Избыток игрушек рассеивает внима­ние ребенка... У ребенка свое собственное представление о порядке... Книжки нужны ему не только для чтения, а ку­бики не только для строительства — фантазия ребенка без­гранична, ее не следует урезать... Лепка, вырезание узоров из бумаги, складывание бумажных фигур, ролевые игры развивают творческие задатки ребенка... Физические упраж­нения стимулируют развитие интеллекта... Тренируйте ле­вую руку так же, как правую... Детям полезна ходьба... Учи­тесь у своего ребенка: важно объективно оценивать поведе­ние и чувства своего ребенка... Не насилуйте волю малыша... Тщеславие матери прививает ребенку ложные понятия... : Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя... Пусть ваш ребенок будет лучше вас — таковы основные рекомен­дации Масару Ибука. Из них особо хочется выделить следу­ющие: во-первых, наиболее ответственный возраст в вос­питании ребенка — до трех лет. В это время с ним надо заниматься повседневно (да и после трех лет воспитанию ребенка нужно уделять огромное внимание, но тогда уже можно часть забот переложить на детский сад и школу). Во-вторых, нельзя насиловать чувства ребенка, заставлять его заниматься тем, к чему у него еще не возник интерес, к чему у него нет никаких задатков. Часто мамы и бабушки такое насилие совершают ради своего тщеславия, чтобы вырастить из своего чада объект для гордости.

Об этом хорошо сказал поэт Борис Слуцкий в одном из своих стихотворений.

Музшкола имени Бетховена в Харькове

Меня оттуда выгнали за проф.

Так называемую непригодность.

И все-таки не пожалею строф

И личную не пощажу я гордость,

Чтоб этот домик маленький воспеть,

Где мне пришлось терпеть и претерпеть.

Я был бездарен, весел и умен,

И потому я знал, что я— бездарен.

О, сколько бранных прозвищ и имен

Я выслушал: ты глуп, неблагодарен,

Тебе на ухо наступил медведь.

Поешь? Тебе в чащобе бы реветь!

Ты никогда не будешь понимать

Не то что чижик-пыжик — даже гаммы! ,

Я отчислялся до прихода мамы.

Но приходила и вмешивалась мать,

Она меня за шиворот хватала

И в школу шла, размахивая мной,

И объясняла нашему кварталу:

— Да, он ленивый, да, он озорной,

Какие пальцы: дециму берет.

Ты будешь пианистом. Марш вперед!

— Я не давался музыке. Я знал,

Что музыка моя — совсем другая,

- А рядом, мне совсем не помогая,

Скрипели скрипки и хрипел хорал. -

Так я мужал в музшколе той вечерней,

Одолевал упорства рубежи,

Сопротивляясь музыке учебной

И повинуясь музыке души.

В данном случае все закончилось благополучно: Борис Слуцкий пианистом не стал, но он вырос хорошим поэтом. Но сколько можно привести примеров, когда такое насильное втаскивание ребенка в задуманную мамой или бабуш­кой гениальность заканчивалось трагедией: ребенок разу­верялся в своих возможностях, и погибали не открытые в нем таланты.

Отсюда следует такое правило:

2. Для развития способностей полезна лишь та деятель­ность, которая вызывает у ребенка приятные эмоции, чув­ство удовольствия. При этом следует помнить вышесказан­ное: до трех лет отношение к ребенку должно быть строгим и ласковым. Это значит, что его пока не следует спраши­вать: хочет он или не хочет заниматься тем, чем ему предлагают заниматься родители. Он должен твердо знать, что требования родителей надо выполнять. Но, конечно, нельзя перегружать его занятиями, эти занятия должны приносить ему радость, удовольствие. Ребенка надо чаще хвалить за успехи, за старание.

А вот после трех лет надо постепенно начинать учиты­вать желания ребенка, нельзя заставлять его заниматься тем, чем он не хочет. Следовательно, надо сначала вызвать у ребенка желание, интерес к той или иной деятельности, £ лишь потом организовать эту деятельность. Занятия должны проводиться, так, чтобы они приносили ребенку эмощь. ональное удовлетворение.

Например, занятия рисованием следует начать так; дать ребенку бумагу, цветные карандаши или фломастеры и предоставить возможность просто раскрашивать бумагу. Не стоит сразу учить ребенка рисовать, пусть он сначала погрузится в материал, освоит инструменты. И только тогда, когда у него начнут на бумаге появляться какие-то подобия рисунков, можно начать ему показывать, как нарисовать домик или еще что-либо. При этом нельзя кри­тиковать рисунки детей, лучше похвалить, если что-то у них получается. И только когда дети освоятся с каранда­шами или фломастерами, можно дать им краски, и опять пусть они прежде освоятся с ними, просто раскрашивая бумагу.

3. Необходимо по возможности раньше распознать задат­ки ребенка к тем или иным способностям. Ведь если этого не сделать, то нельзя правильно организовать воспитание ре<-бенка, развитие его способностей, которые со временем, могут стать выдающимися.

Для того чтобы распознать задатки ребенка, нужно дать ему возможность попробовать себя в разных областях дея­тельности и при этом следить, какая деятельность, какие занятия вызывают у ребенка наибольший интерес, прино­сят ему удовольствие. К этой-то деятельности чаще всего и имеются у ребенка задатки.

4. Программу занятий нужно составлять для каждого ре­бенка индивидуальную.

5. Если у вашего ребенка рано обнаружилась одаренность (общая или специальная в какой-то области), необходимо приложить все усилия, чтобы он мог эту одаренность развить в специальных учебных заведениях. Если таких учебных заведе­ний в вашем городе, поселке, селе нет, то совместно с учи­телями школы надо разработать особую индивидуальную про­грамму обучения такого ребенка, которая, в частности, дол­жна предусматривать завершение обучения за более короткий срок. Очень вредно для одаренного ребенка, если он не полу­чает адекватной его силам учебной нагрузки.

6. Если же обнаружится, что ваш ребенок имеет какие-то дефекты психики, ее недоразвитость, то вы должны иметь в виду следующее.

Нормальный ребенок может рационально использовать свои природные функции. Отсталый ребенок, как правило, имеет те же природные функции, но он не умеет ими рационально пользоваться. Он имеет, но не умеет— в этом основной дефект его психики.

У умственно отсталого ребенка имеются все интеллек­туальные способности, что и у нормального, но у него нет умения свободно применять эти способности к явлениям нравственного и отвлеченного характера. Физически — он не может, умственно— не знает, психически — не желает. Он бы и мог, и знал, если бы только хотел. Но вся беда в том. что он прежде всего не хочет.

Поэтому главное в развитии умственно отсталого ребен­ка — вызвать у него страстное желание видеть, слышать, думать, запоминать, размышлять, использовать свои, хотя и небольшие, природные способности. Тогда есть надежда, что он постепенно компенсирует свое отставание, свои недо­статки.

Развитие способностей ребенка — это сложная, но очень важная задача семейного и общественного воспитания, ибо от того, как она будет решена, зависит не только судьба каждого ребенка, но и судьба нашей страны.

Сайт создан в системе uCoz