Способности

Способности

О способностях все наслышаны, о них весьма часто ведут разговор, когда речь идет о детях и об их будущем. Поэтому очень важно иметь ясное и правильное пред­ставление о сущности способностей, об их видах и раз­витии.

Во-первых, надо четко уяснить, что такие качества ре­бенка, как трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, высокий уровень умений и навыков в каком-либо деле, не являются прямыми показателями способностей. И не­способный ребенок может быть трудолюбивым и аккурат­ным, может овладеть хорошими умениями и навыками в какой-либо работе.

Во-вторых, способности у ребенка обнаруживаются не всегда сразу, лишь у некоторых наиболее одаренных детей они проявляются в дошкольном возрасте. У большинства детей способности обнаруживают себя несколько позже, лишь в школьном возрасте, а иногда даже во взрослом состоянии. Многие гениальные деятели науки и искусства в детском возрасте, в школе считались совершенно неспособными, а только став взрослыми, занявшись любимым делом, они обнаружили свою гениальность. Такими были, например, великий физик И. Ньютон, великий русский писатель Н.В. Гоголь, великий художник В.И. Суриков и др.

Способности — это индивидуально-психологические особен­ности человека, обусловливающие быстроту и легкость овла­дения им какой-либо деятельностью и достижение в ней наи­высших результатов по сравнению со средним уровнем.

Различают специальные способности к той или иной осо­бой деятельности, например к математической, музыкаль­ной, технической и т.д., и общие способности ко многим видам деятельности, которые проявляются прежде всего в качествах ума человека.

Существенными предпосылками способностей являют­ся природные задатки, с которыми рождается ребенок. Но они лишь обусловливают развитие способностей, не пре­допределяя их. От задатков к способностям — в этом и со­стоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, спо­собности проявляются лишь тогда, когда условия и обсто­ятельства жизни ребенка благоприятствуют их развитию.

Задатки бывают разных видов. Одни из них не определя­ют ни содержания способностей, ни уровня возможных до-. стижений, они лишь придают определенное своеобразие процессу развития способности: будут ли способности раз­виваться быстро или медленно, во многих областях или в какой-то одной. Это задатки к общим умственным способ­ностям. Другие задатки в той или иной степени определяют развитие каких-то специальных способностей.

Только при наличии хороших задатков способности мо­гут развиваться очень быстро даже при не вполне благопри­ятных жизненных условиях. Однако сами по себе даже пре­красные задатки автоматически не переходят в способнос­ти: необходимо, чтобы ребенок занялся той деятельностью, к которой имеются наибольшие задатки, тогда в процессе этой деятельности у него из задатков вырастут способности к этой деятельности. Иными словами, способности, будучи предпосылкой успешной деятельности, сами развиваются в процессе этой деятельности. Вне деятельности способности из задатков не вырастают. История знает много примеров, когда природные задатки людей погибали в силу того, что человек не смог заняться именно той деятельностью, задат­ки к которой у него, несомненно, имелись.

Имеется также определенная связь способностей и зна­ний, умений и навыков, относящихся к какому-то виду де­ятельности. Приобретение знаний, овладение умениями и навыками во многом зависят от способности к обучению, к данному виду деятельности. Но, в свою очередь, способнос­ти к данной деятельности зависят от наличных знаний, уме­ний и навыков в этой области. При этом именно в процессе приобретения знаний, овладения умениями и навыками в некоторой области формируются и развиваются способнос­ти к соответствующему виду деятельности. Например, в про­цессе приобретения математических знаний, умений и на­выков, с одной стороны, развиваются такие способности, как математическая память, способность к геометрически пространственным представлениям, к логическому мышле­нию и т.д. С другой стороны, при наличии хорошей матема­тической памяти, способности к логическому мышлению овладение математическими знаниями, умениями и навы­ками происходит легче, быстрее и успешнее.

От имеющихся у человека природных задатков, от раз­вития из этих задатков тех или иных способностей, от уровня развития этих способностей и, наконец, от того, как чело-

кова будет судьба этого человека, как он осуществит себя как личность, что он оставит своим потомкам. Поэт Леонид Мартынов написал такие стихи:

Входя в дома любые — и в сырые и голубые,

входя на лестницы крутые, в квартиры, светом залитые, прислушиваясь к звону клавиш и на вопрос даря ответ, скажи:

Какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

и посмотрели косо вслед,

или незримый прочный след

в чужой душе на много лет?

Возможны такие варианты жизни.

Вариант первый. Быстрый взлет. Яркое проявление способностей, большие успехи в какой-то определенной' деятельности (или даже в нескольких). Родители и все близ­кие в восторге. Дань восхищения или даже преклонения со стороны окружающих перед нарождающимся талантом или гением. Но проходит какое-то время, и талант блекнет, ус­пехи становятся все менее впечатляющими, развитие как бы замедляется, а потом и вовсе прекращается.

Вариант второй. Вначале растрата времени, очень медленное продвижение вперед, иногда даже отставание от-обычных сверстников. Затем постепенно развитие уско­ряется, иногда сразу огромный расцвет ранее дремавших задатков, большие успехи в какой-то деятельности, выда­ющиеся достижения в нейГ

Вариант третий, нередко встречающийся: растрата времени и природных задатков на протяжении всей жизни. Выразительный пример — Обломов, человек, явно природ-но одаренный, но вместе с тем абсолютно безвольный Обломов «проживает» жизнь, «доживает» ее в устоявшихся, привычных условиях. Подчиненность устоявшемуся образу жизни, неспособность выйти за ее рамки и противопоста­вить обстоятельствам свою активную волю свойственны для многих людей.

Наконец, четвертый вариант: оптимальное ис­пользование своих задатков и способностей на протяже­нии всей жизни. Ранний расцвет дарования, напряженней­шая, всепоглощающая й чрезвычайно продуктивная дея­тельность. В результате человек оставляет такой след, который воспринимается потомками веками. Часто этот след остав­лен людьми, прожившими по обычным меркам короткую жизнь: Пушкин прожил всего 37 лет, Лермонтов — 27. Из­вестный математик Эварист Галуа, именем которого даже 1 назван целый отдел математики, прожил всего 20 лет. К сожалению, столь гениальных людей немного.

По исследованиям психологов, распределение детей по уровню умственного развития таково:

1. Умственно одаренные — 2%.

2. Повышенные умственные способности — 15—16%.

3. Умственная норма — 65%.

4. Пониженные умственные способности — 15—16%.

5. Различные степени умственной дефективности 4—5%. Как видим, умственно одаренных от природы детей очень и очень мало.

Но жизнь, судьба и тот след, который оставит эта жизнь , в истории, зависят не только от задатков, природных спо­собностей и дарований человека, а по большей части от того, на что он затратил свою жизнь. А это уже зависит главным образом от условий и обстоятельств, в которых оказался ребенок после рождения, от его воспитания в се-мье, а затем и в школе, от того, какой личностью он ста­нет. Об этом в следующей главе, а пока рассмотрим вопрос о развитии способностей в детском возрасте.

Сайт создан в системе uCoz