Темперамент

Темперамент

Почему одно и то же событие разные люди восприни­мают и реагируют на него по-разному? Почему у одних людей одни интересы, а у других — другие? Почему одни люди склонны к труду физическому, а другие — к умствен­ному ?

Таких вопросов можно поставить еще очень и очень много. Ответы на все такие вопросы связаны с индивидуальными особенностями людей, главным образом с их темпераментом, характером и способностями (конечно, многое зависит еще от условий жизни и воспитания). Рассмотрим эти индиви­дуальные особенности людей.

Первой такой особенностью является темперамент.

Темперамент — это индивидуальная динамическая харак­теристика психической деятельности и поведения человека. Темперамент — это природное качество человека, и в процессе жизни он почти не изменяется. Свойства темпера­мента проявляют себя относительно одинаково при раз­личных по содержанию мотивах и целях деятельности.

И. П. Павлов установил, что особенности темперамента завиеят от характера нервных процессов, присущих данно­му человеку. Различают следующие особенности нервных процессов.

Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и ее способность перено­сить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение.

Противоположное свойство — слабость нервных процес­сов— характеризуется неспособностью нервной системы выдерживать длительное и концентрированное возбужде­ние или торможение. Слабая нервная система отличается низкой работоспособностью, но зато очень чувствительна: она реагирует даже на очень небольшие раздражения.

Уравновешенность нервных процессов— есть соотноше­ние между возбуждением и торможением. У одних людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других Преобладает один из них: или возбуждение над торможе­нием или, наоборот, торможение над возбуждением.

Подвижность нервных процессов — это их способность с той или иной скоростью сменять друг друга, скорость по­явления нервного процесса в ответ на раздражение, ско­рость образования новых условных связей.

В зависимости от комбинаций этих трех особенностей нервных процессов человека различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и мелан­холик. Эти названия произошли следующим образом. Древ­негреческий врач Гиппократ (V—ГУ века до нашей эры) считал, что темпераменты людей объясняются различным соотношением видов жидкости в организме, тем, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангвис»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе») или черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Для определения типа темперамента человека исполь­зуются следующие психологические показатели, которые достаточно легко определяются с помощью самых простей­ших методик диагностики.

Сензитивность. О ней можно судить по наименьшей силе внешних воздействий, необходимых для того, чтобы выз­вать какую-либо психическую реакцию человека. В частно­сти, наименьшая сила раздражения, необходимая для возникновения ощущения, называется нижним порогом ощу­щений.

Реактивность — это сила эмоционального реагирования на внешние или внутренние раздражения. Яркими прояв­лениями реактивности являются эмоциональность и впе­чатлительность человека.

Активность — это степень активности человека для пре­одоления внешних или внутренних препятствий при осу­ществлении поставленной цели деятельности.

Соотношение реактивности и активности. О нем мы су­дим по тому, от чего в большей степени зависит деятель­ность человека: от случайных — внешних или внутренних — обстоятельств (например, от настроения) или от целей, намерений и стремлений.

Темп реакций — это скорость протекания различных пси­хических реакций и процессов: скорость движений, темп речи, быстрота ума и т.д.

Пластичность и ригидность свидетельствуют о том, на­сколько легко и гибко приспособляется человек к изменя­ющимся внешним воздействиям (пластичность) или, на­оборот, насколько инертно и косно его поведение (ригид­ность).

Экстравертированность и интровертированность пове­дения человека характеризуют, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека — от внешних впе­чатлений и воздействий (экстравертированность) или, на­оборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с его прошлым и будущим (интровертированность).

Теперь можно дать более развернутую характеристику основных типов темперамента.

Сангвиник— сильный, уравновешенный и подвижный тип нервных процессов. Ему свойственны пониженная сен-зитивность, высокий порог чувствительности, очень сла­бые звуки, световые раздражения он не замечает.

Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рас­сердить. Живо и с большим возбуждением откликается на все привлекшее его внимание. Живая мимика и вырази­тельные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или челове­ку. Быстро сосредоточивает внимание.

Повышенная активность. Очень энергичный и работос­пособный, может долго работать, не утомляясь, энергич­но принимается за новое дело.

Активность и реактивность уравновешены. Он хорошо сдерживает проявления своих чувств и свои непроизволь­ные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быст­ро включается в новую работу, быстро сосредоточивает вни­мание. Быстрота ума и высокая находчивость.

Высокая пластичность. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новы­ми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и об­становке. Быстро переключается с одной работы на другую. Быстро усваивает и перестраивает свои умения и навыки.

Экстравертирован. В большей степени откликается на вне­шние воздействия, чем на образы и представления о про­шлом и будущем.

Флегматик— сильный, уравновешенный и инертный тип нервных процессов. Этот тип характеризует малая сен-зитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, раз­гневать или опечалить. При больших неприятностях остает­ся спокойным. Мимика бедная. Движения невыразительны. Энергичен, отличается большой работоспособностью. Вы­сокая активность значительно преобладает над малой реак­тивностью. Отличается терпеливостью, выдержкой, само­обладанием. Медленный темп движений и речи, ненаход­чив. Медленно сосредоточивает внимание. Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к но­вой обстановке и к необходимости перестройки привычек и навыков. Интравертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления.

Холерик— сильный, неуравновешенный с преоблада­нием возбуждения над торможением, инертный тип не­рвных процессов.

Отличается малой сензитивностью, высокой реактивно­стью и активностью. Но реактивность преобладает над ак­тивностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангви­ник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интере­сов, большая настойчивость. Затрудняется в переключении внимания. Быстрый психический темп.

Меланхолик— слабый тип нервных процессов.

Ему свойственна высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений). Незна­чительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрез­мерно обидчив. Болезненно чувствителен. Малая реактив­ность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность.

Неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утом­ляется и мало работоспособен. Легко отвлекается. Внима­ние неустойчиво. Медленный психический темп. Ригиден. Интравертирован, т.е. направлен главным образом на свой внутренний мир.

В наиболее чистом виде темперамент проявляется в дет­ские годы. Чем старше ребенок, тем более усложняются его взаимоотношения с миром и, следовательно, тем более он испытывает воздействия на себя окружающего мира, а по­этому некоторые особенности его темперамента маскиру­ются. По мере взросления свойства темперамента перепле­таются с возникающими чертами характера и поэтому плохо различимы.

Проведенное исследование группы детей 9—10 лет по­казало, что из 39 детей у 33 оказались ярко выраженные черты темпераментов: 9 — сангвиников, 10 — холериков, 8 — флегматиков и 6- меланхоликов, а у 6 школьников черты темперамента оказались промежуточными между чистыми типами.

Темперамент характеризует динамичность личности, но не определяет ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности в творческой дея­тельности. История знает многих гениальных личностей с раз­ными темпераментами. Например, А. И. Герцен был типич­ным сангвиником, И. А. Крылов — флегматиком, А. С. Пуш­кин — холериком, а Н. В. Гоголь — меланхоликом.

В процессе воспитания не следует ставить задачу — из­менить темперамент, ибо, во-первых, это практически не­выполнимая задача, так как процесс преобразования ти­пологических свойств нервной системы протекает очень мед­ленно, а во-вторых, как я уже говорил, нет ни «хороших», ни «плохих» типов темперамента: каждый тип имеет и по­ложительные, и отрицательные черты. Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания ребенка применительно к каждому типу тем­перамента, закрепляя его положительные качества и сгла­живая, уменьшая проявления отрицательных черт.

Основной и наиболее универсальный путь приспособ­ления темперамента к требованиям той или иной деятель­ности — это формирование индивидуального стиля деятель­ности, под которым понимается такая индивидуальная си­стема приемов и способов деятельности, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения в ней успешных результатов.

Индивидуальный стиль деятельности появляется в про­цессе овладения той или иной деятельностью у ребенка, в Первую очередь игровой и учебной. Одно из важнейших ус­ловий возникновения индивидуального стиля — сознатель­ное, творческое отношение к выполнению работы. Он воз­никает только в том случае, если сначала ребенок, а потом взрослый ищет наилучшие приемы и способы, помогают щие ему достигнуть наиболее успешных результатов в игре^ учебе, а потом и в труде.

Индивидуальный стиль не возникает стихийно, он фор­мируется в процессе воспитания и обучения. Первые зачат­ки его наблюдаются уже в дошкольном возрасте при реше­нии практических или игровых задач. Родители должны сле­дить за возникновением этих зачатков стиля и помогать ребенку формировать такой стиль, который в наибольшей степени приспособлен к его темпераменту и индивидуаль­ным особенностям, к тому виду деятельности, к которому ребенок проявляет наибольший интерес и требованиям ко­торой он объективно удовлетворяет.

Сайт создан в системе uCoz