Ужасы и катастрофы как сюжеты игр и творчества детей

Ужасы и катастрофы как сюжеты игр и творчества детей

— Моего шестилетнего сына как будто завораживают всякие ужасы. Он постоянно рисует катастрофы - извержение вулканов, землетрясения, кораблекруше­ния. И в играх у него такие же сюжеты. Что это значит и как с этим бороться"?

— Я думаю, мальчика ГЛОЖУТ страхи. Имен­но гложут, не давая ему покоя, раз он и в ри­сунках, и в играх не может отрешиться от апокалиптических сюжетов. Но, судя по недо­уменной реакции матери, ребенок не склонен делиться своими переживаниями даже с близ­кими людьми, не любит открывать душу. Та­кое нередко бывает с очень самолюбивыми детьми, которые не хотят представать перед окружающими в невыигрышном свете и мол­ча страдают, пытаясь самостоятельно найти выход из создавшегося положения.

«Ужастики» в рисунках и играх мальчи­ка — это и есть попытка изжить страхи, по­жирающие душу. Попытка явно неудачная, по­скольку страх смерти (а именно он стоит за сюжетами катастроф) не проходит, а наобо­рот — становится навязчивым.

Теперь о том, как с этим бороться. Страхи не бывают на пустом месте. И пер­во-наперво следует определить причины, их порождающие. Какие передачи смотрит ваш ребенок по телевизору? Какие слышит разгово­ры? Может, его обижают в детском саду ребята или притесняет дома старшая сестра? Может, он перегружен занятиями и переутомляется? Истощенная психика становится более уязви­мой, и страшные образы, которые обычно вытес­няются сознанием, всплывают на поверхность

не дают покоя. Бы­вает, что за страхом катастроф прячут­ся страхи иного ро­да: на самом деле ребенок боится ав­торитарной бабуш­ки или отца. Боит­ся настолько, что даже в мыслях не может себе в этом признаться, и замещает один страх другим. Короче, поводов для размышления у вас предостаточно. Не докучайте ребенку расспросами. Лучше осторожно понаблюдайте за ним. Полезно завести днев­ник, фиксируя в нем все, что почему-либо вас настораживает в поведении и высказываниях сына. Постепенно из мелких деталей сложит­ся объемная картина, и вам многое станет по­нятно. Помогают и ролевые игры, дети в них обычно раскрываются.

Но понять и даже устранить причину — это еще не все. Необходимо создать благо­приятный психологический климат, чтобы поскорее сгладить последствия пережитой травмы (а запредельный страх, конечно, трав­мирует). С ребенком нужно как можно больше смеяться, шутить, отвлекать его от его при­вычных сюжетов, предлагая свои, более радостные, но не менее захватывающие. Для этого понадобятся изобретательность, терпе­ние и большой заряд оптимизма. Но овчинка стоит выделки!

Сайт создан в системе uCoz