Следует особо остановиться на том, какое воздействие на Эллу (Великую Княгиню Елисавету Феодоровну) оказала ее мать Алиса. Сама выросшая в простоте, она и детей приучала к тому же. Доточно взглянуть на одну-две детские фотографии Эллы, чтобы заключить, что в роскоши не воспитывали. Однажды Алиса сказала воспитателю своего сына, каким она желала бы видеть собственного ребенка: «Благородным человеком в полном смысле этого слова, без чванства своим происхождением, скромным, неэгоистичным, всегда готовым прийти на помощь; с теми качествами, которые развивают, в первую очередь, английские методы воспитания — сознание долга, честь, правдолюбие, благоговение к Богу и законам».
Дети, по мнению Алисы, должны быть максимально похожими на своих родителей, иметь
к ним самое доверительное отношение. Было время, когда она сама шила одежду своим дочерям. Не случайно и дочь ее Элла, подобно своим сестрам, умела шить, а также вязать и вышивать. «Примером воспитывайте детей», — говорил архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). С ранних лет прививалось трудолюбие Детям Алисы. Такие домашние работы, как Уборка комнат, разжигание камина, они всегда выполняли самостоятельно. «Нас с Государыней (Императрицей Александрой Феодоровной, младшей сестрой Великой Княгини) обучали в детстве всему», — отвечала однажды Елиисавета Феодоровна на вопрос, каким образом ей известны все отрасли домоводства.
В нашей семье с самого раннего детства я не только слышал хорошие слова, но, что гораздо важнее, всегда видел только хорошие примеры и рос в атмосфере любви...
Чтобы понять наше детское отношение к папа, надо почувствовать особую атмосферу нашего дома. Папа был ученый и философ и обладал огромной способностью отвлечения (это семейная наша черта). Уходя к себе в кабинет заниматься, папа как будто покидал землю и уходил в какие-то другие, нездешние области. Мы прекрасно это понимали: когда папа с нами, а когда он уходил в какой-то таинственный для нас мир, — и это даже придавало папа в наших глазах особый ореол он был совершенно не как остальные люди и возвышался над ними...
Папа ежедневно играл с нами вечером, после обеда, и мы чувствовали себя с ним совершенно просто. Сразу после обеда, до подвижных игр, мы с братом усаживались по бокам папа на большой тахте в гостиной и он с большим талантом в течение нескольких часов рассказывал нам нескончаемую историю о приключениях «Коли и Миши».
Некоторую способность в этом отношении я унаследовал от папа, и в дальнейшем мне приходилось много рассказывать разных историй моего изобретения моей младшей сестре Соне и другим детям, в частности моим старшим дочерям...
Во многом такое наше отношение к папа было создано мама. Мама всегда и всячески стремилась облегчить папа возможное «уходить от земли», когда он этого захочет. Она во всем и всегда брала на себя неблагодарную роль Марфы, предоставляя папа роль Марии, причем делала это так, что папа этого не замечал или почти не замечал.
Евангельская Марфа даже упрекнула Марию, что та ей не помогает в ее хлопотах, а мама не только этого не делала, но, наоборот, всячески старалась затушевать свою тяжелую и неблагодарную роль Марфы, стараясь сделать свое служение незаметным (См.: Лк. 10: 38-42).
При характере папа ей легко удавалось . скрыть от него, сколько скучных и тяжелых забот и хлопот она принимала на себя одну, чтобы дать ему возможность «витать в эмпиреях». Этот умственный и духовный полет папа был безмерно ценен. И Бог даровал ему для этого мощные крылья, но без каждодневного смиренного марфинского подвига мама эта редкая возможность отвлечения от земного была бы для папа в такой же мере невозможна. Мама незаметно создавала земные условия для неземного парения папа.
На наше воспитание и образование папа и мама обращали самое большое внимание.
Князь К. Трубецкой,
Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, Дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.