Содержание сайта:

Вы попали на сайт, посвященный разработке угольных и калийных месторождений
 

РАЗДЕЛ 1:  Горное дело
1. Разработка рудных месторождений

2. Системы разработки.


3. Разработка месторождений открытым способом.

4. Старобинское месторождение калийных солей.


5. Рудничная вентиляция.

6. Борьба с подземными пожарами и горно-спасательное дело.

РАЗДЕЛ 2: Горные машины
 

РАЗДЕЛ 3: Горная механика
1. Гидравлика.


2. Вентиляторы.


3. Насосы.


4. Подъемные установки.


5. Компрессоры.

РАЗДЕЛ 4: Очистные и проходческие комплексы
1. Очистные комплексы.


2. Проходческие комплексы.

*****

Шпаргалки

New!!! Электрослесарь (подземный)

New!!! Полезная литература

   Насосы.

Содержание:

       1. Общее устройство водоотливной установки.

   Водоотливная установка с центробежным насосом состоит из следующих основных элементов: насоса 1, двигателя 2, пускателя 3, подводящего 4 и напорного 5 трубопроводов. На подводящем трубопроводе имеется приемная сетка 6 и клапан 7, на напорном — задвижка 8 и обратный клапан 9. Трубка 10 с вентилем 11 необходима для заливки водой из напорного трубо­провода насоса и подводящего трубопровода. Заливку производят перед пуском насоса. Она может быть осуществлена также через воронку 12 или подачей воды в подводящий трубопровод специ­альным заливочным насосом.

 Труба 13 с задвижкой 14 необходима для выпуска воды при ремонте трубопровода 5. С помощью вакуумметра 15 измеряется разрежение на входе в насос, а с помощью манометра 16 — давле­ние на выходе из насоса. Сетка 6 служит для предохранения от попадания в насос с водой посторонних предметов, клапан 7 — для удержания воды при заливке подводящего трубопровода и насоса, а клапан 9 — для того, чтобы при внезапной остановке насоса не произошло гидравлического удара на насос. Через кран 17 выпускают воздух из насоса при заливке.

   При работе насоса в подводящем трубопроводе создаётся разряжение, и жидкость поступает в корпус насоса. На выходе насоса создаётся напор, под действием которого вода движется по напорному трубопроводу.

   2. Общее устройство и принцип действия секционного центробежного насоса.

 На валу 1, опирающемся на подшипники 2, с помощью шпонок 3 закреплены рабочие колеса 4, 5, 6, которые вместе с валом образуют ротор насоса. Из подводящего патрубка 7 через подвод 8 жидкость поступает в колесо 4, где приобретает определенный запас потенциальной и скоростной энергии.

   Из колеса 4 жидкость поступает в направляющий аппарат 9, где динамический напор частично преобразуется в статический. Далее жидкость подается в колесо 5 и снова получает приращение статического и динамического напора, который частично преоб­разуется в статический напор в следующем направляющем аппа­рате 10. Из последнего колеса 6 жидкость поступает в спиральный отвод 11 и через патрубок 12 — в напорный трубопровод насоса. В местах выхода из корпуса насоса вал уплотняется сальниковой пеньковой набивкой с прижимными втулками 13. Вал насоса соединяется с валом двигателя муфтой 14.

Наибольшее применение в практике шахтного водоотлива имеют секционные насосы, в которых каждая секция состоит из колеса и направляющего аппарата. Секционный корпус насоса соединен в общую конструкцию стяжными шпильками (болтами). Положительным качеством секционных насосов является возможность соединять одинаковые секции в необходимом количестве для получения насосов различных давлений. К недостаткам насосов следует отнести малую доступность рабочих колес. Для замены колеса необходимо удалить стяжные болты и последовательно снять все секции при одновременной разборке ротора.

      3. Рабочие колёса центробежных насосов.

   Рабочие колеса насосов бывают односторонние и двусторонние, т. е. с односторонним и двусторонним подводом к ним жидкости. Односторонние рабочие колеса применяются как в мно­гоступенчатых, так и в одноступенчатых насосах, а двусторон­ние — в некоторых одноступенчатых насосах. Различают рабочие колеса насосов закрытые и открытые. В закрытых односторонних колесах имеются веду­щий  и ведомый  диски, между которыми расположены лопасти. В закрытых двусторонних колесах ведомые диски  и  лопастями  связаны с втулкой. Диски, лопасти и втулка, с помощью которой колесо насаживается на вал, отливаются заодно. В открытых колесах имеется только ведущий диск  с втулкой  и лопастями.

   Диаметр рабочего колеса обычно не превышает 800 мм. Окружная скорость на выходном диаметре литых чугун­ных колес 35 ... 40 м/с. Лопасти колес загнуты назад с углом выхода 145 - 160е.

   К. п. д. насоса зависит от чистоты обработки поверхностей каналов колеса, числа и длины лопастей, закономерности измене­ния площади поперечного сечения межлопастного канала. Обычно в одном колесе 6 - 9 лопастей.

   В шахтных насосах чаще применяются закрытые колеса, так как допускают разбег вала, необходимый при наиболее распро­страненном способе уравновешивания осевой силы, и при них меньше утечки жидкости через зазоры. Открытые колеса целе­сообразно применять для транспортирования загрязненных жидкостей.

   4. Уравновешивание осевого усилия, возникающего при работе центробежных насосов.

 В связи с возникновением при работе насоса осевой силы, действующей на ротор и направленной вдоль оси насоса в сторону всасывания, необходимо устройство для ее уравновешивания.

   Возникновение осевой силы объясняется тем, что при одина­ковом давлении на ведомый диск рабочего колеса действует мень­шая сила, чем на ведущий диск вследствие неравенства их пло­щадей. Под действием осевой силы ротор насоса стремится сдвинуться вдоль своей оси в сторону всасывания. Осевая сила может при­вести к большому трению между вращающимися колесами и не­подвижными направляющими аппаратами или корпусом, что, повлечет за собой быстрый износ деталей насоса и снижение его к. п. д. Для устранения осевой силы применяют: в одноступен­чатых насосах — двустороннее колесо, при котором благодаря его симметрии не возникает осевая сила, а при односторонних колесах — упорный подшипник и отверстия в ведущем диске рабочего колеса; в многоступенчатых горизонтальных насосах — гидравлическое разгрузочное устройство или симметричное рас­положение рабочих колес; в вертикальных насосах — упорные шарикоподшипники, шариковые или обыкновенные пяты, сим­метричное расположение рабочих колес.

   Наибольшее применение в шахтных насосах имеет гидравличе­ское разгрузочное устройство. С его помощью достигается полное уравновешивание осевой силы, причем соответствие осевой и урав­новешивающей сил устанавливается автоматически.

   Недостатками этого способа уравновешивания являются: рас­ход воды через разгрузочное устройство; трение гидропяты о воду; быстрый износ колец гидропяты и разгрузки при перекачке за­грязненной воды.

      5. Кавитация. Причины возникновения. Способы борьбы с ней.

   Если абсолютное давление жидкости при выходе ее в рабочее колесо окажется меньше давления парообразования, начинается явление кавитации, которое объясняется тем, что в местах наименьшего давления в колесе образуются пространства, запол­ненные паром и содержащимися в воде газами.

   Пузырьки пара и газа перемещаются с водой в область более высоких давлений, где пары конденсируются. В образовавшиеся пустоты с очень большими скоростями устремляются частицы воды, вызывая удар о поверхности деталей насоса. В результате кавитации разрушаются стенки деталей. Вода, ударяясь о стенки, образует микроскопические углуб­ления в местах наименьшей прочности материала. Углубле­ния усиливают процесс и в дальнейшем являются очагами раз­рушения. Кавитация наступает при большой высоте всасывания и работе насоса на пониженном напоре, когда его подача значительно больше расчетной.

   Первой мерой по устранению возникающей кавитации является уменьшение высоты всасывания за счет повышения уровня воды в приемном колодце.

   Средствами борьбы с кавитацией являются также применение стойких к кавитации материалов  и работа насоса с подпором, т. е. он должен быть расположен ниже резервуара, у когда вола в насос поступает под действием собственного веса.

      6. Консольные насосы. Устройство.

   Консольные насосы вы­пускаются типоразмеров 2К-6, ЗК-6, 4К-6, 4К-8 (первая цифра — диаметр выходного патрубка в мм, уменьшенный в 25 раз, К — консольный, цифра после тире — коэффициент быстроходности, уменьшенный в 10 раз). Консольный насос состоит из следующих основных элементов: спирального корпуса 1, отлитого заод­но с напорным патрубком 2, рабочего колеса 3, вала 4 с муфтой 5, опорного кронштейна 6, подводящего патрубка 7. Для уравновешивания осевого усилия в ведущем диске рабочего колеса имеют­ся отверстия. Опорами вала являются два шариковых подшипника 8. Для предупреждения износа корпусных де­талей и уменьшения объемных потерь в корпусе и крышке насоса установлены уплотняющиеся кольца 9. На выходе вала из корпуса насоса установлено сальниковое уплотнение 10 с гидрозатвором.

     7. Вертикальные проходческие насосы со спиральным отводом. Устройство.

   Вертикальный насос со спиральным отводом состоит из чугунного корпуса с разъёмом в плоскости, проходящей вдоль оси вала. В корпусе расположено 6 рабочих колёс. Для уравновешивания осевой силы в насосе применена схема симметричного расположения рабочих колёс, при которой отпадает необходимость в использовании разгрузочного устройства. Из первого рабочего колеса вода проходит в колесо, расположенное в верхней части насосного узла, и далее последовательно в колёса 3,4,5,6. Вода из первой ступени во вторую, из второй в третью  и из четвёртой в пятую поступает по трубам, а из третьей в четвёртую и из пятой в шестую – по каналам в корпусе. В насосе применятся сдвоенный радиально-упорный шарикоподшипник, воспринимающий незначительную неуравновешенную часть осевой силы. Уплотнение достигается сальниками с прижимными втулками и дополнительно со стороны всасывания – гидрозатвором. С электродвигателем насос соединяется муфтой.

      8. Турбонасос Н-1М. Устройство. Назначение.

   Турбонасос Н-1М предназначенный для откачки воды из забоев вертикальных стволов, уклонов  горизонтальных выработок, состоит из алюминиевого корпуса, встроенного одноступенчатого насоса и пневматической турбины. Нижняя часть корпуса представляет собой спиральный отвод, переходящий в напорный патрубок диаметром 50 мм. Рабочее колесо насоса закрыто сеткой. Пуск насоса осуществляется с помощью рукоятки, действующей на клапан, через который сжатый воздух подводится к турбине. К диафрагме клапана подводится часть воды из напорного трубопровода, отчего клапан удерживается в открытом положении при прекращении нажатия на рукоятку. При давлении в напорном трубопроводе менее 0,8 МПа, что имеет место при подсасывании воздуха через сетку по окончании откачки воды, клапан автоматически отключает подачу сжатого воздуха к турбине. Малые габариты и масса турбонасоса позволяют применять его как переносной, он не требует водосборников и фундамента, постоянного надзора во время работы.

      9. Винтовые насосы. Устройство. Назначение.

   Основными частями винтового насоса являются стальная обойма, резиновый статор, стальной ротор, карданный вал. В статоре, представляющем собой двухзаходную спираль, вращается ротор в виде однозаходного винта с шагом, вдвое меньшим шага спирали статора.

   Карданный вал соединяется с помощью приводного вала и упругой муфты с валом двигателя. Вал снабжён двумя шаровыми шарнирами, соединёнными посредством пальцев с ведущей и ведомой муфтами. Шарнир карданного вала в патрубке защищён от песка и грязи резиновым сильфоном. Уплотнение вала происходит с помощью сальника, состоящего из втулки и стального кольца. Вал располагается в двух радиально-упорных подшипниках. Осевая сила, возникающая при работе насоса, передаётся на подшипники через пальцевое соединение. Благодаря резиновому статору насос может перекачивать загрязнённую воду.

   Винтовые насосы имеют малые габариты и массу, и могут перекачивать загрязнённую воду.

      10. Совместная работа насосов.

 В практике возможны случаи совместной работы на общий трубопровод насосов, соединённых последовательно или параллельно.

При последовательном соединении насосов, необходимом для увеличения подачи установки, один насос всасывает воду из прёмного колодца и нагнетает её в подводящий патрубок второго насоса, который по напорному трубопроводу подаёт воду до места её слива.

При параллельном соединении центробежных насосов, необходимом для увеличения подачи установки при той же геометрической высоте, что и для одного насоса, каждый из насосов всасывает воду из водосборного резервуара и подаёт её в общий напорный трубопровод.

      11. Графический анализ параллельного включения насосов одинакового типа на совместную работу.

   При параллельном соединении насосов, необходимом для увеличения напора установки при той же геометрической высоте, что и для одного насоса, каждый из насосов всасывает воду из водосборного резервуара и подаёт её в общий напорный трубопровод.

   При параллельном соединении насосов суммарная характеристика их получается суммированием абсцисс характеристик каждого насоса, а рабочий режим – точкой пересечения суммарной характеристикой с характеристикой трубопровода, причём подача параллельно соединённых насосов всегда меньше суммы подачи этих же насосов при их самостоятельной работе на тот же трубопровод.

      12. Графический анализ последовательного включения насосов одинакового типа в совместную работу.

   При последовательном соединении насосов, необходимом для увеличения напора установки, один насос всасывает воду из приёмного колодца и нагнетает её в подводящий патрубок второго насоса, который по напорному При последовательном соединении насосов рабочий режим определяется точкой пересечения суммарной характеристики насосов с характеристикой трубопровода. Суммарная характеристика получается суммированием ординат характеристик каждого насоса. При таком соединении насосов с одинаковыми характеристиками и при не изменяющейся характеристике трубопровода произойдёт увеличение напора и подачи по сравнению с теми же показателями самостоятельно работающих насосов.

      13. Манометр. Назначение. Устройство.

   Давление измеряется манометром, устанавливаемым на напорном патрубке насоса. В манометре имеется упругая трубка овального сечения. Один конец трубки запаян и соединён с помощью рычагов и зубчатой передачи со стрелкой. Другой конец трубки открыт и включается в трубопровод. Трубка под действием разности измеряемого абсолютного Р давлений (Р-Ра)будет выпрямляться при увеличении абсолютного давления и закручиваться при уменьшении этого давления, причём запаянный конец трубки будет перемещаться, и стрелка на шкале манометра покажет избыточное давление Рм=Р-Ра. Для получения абсолютного давления необходимо к манометрическому прибавить давление атмосферного воздуха.

      14. Назначение, устройство и прокладка водоотливного трубопровода.

   Для трубопроводов насосов применяются стандартные стальные бесшовные горячедеформированные трубы (данные о некоторых трубах приведены в приложении 5).

   Трубы между собой, а также с фасонными частями (колена, тройники, переходы и т. д.) и арматурой (компенсаторы, задвижки в т. д.) соединяются с помощью фланцев и болтов.

   На подводящем трубопроводе устанавливают приемную сетку с клапаном, на напорном трубопроводе — задвижку, обратный клапан и компенсаторы. При изменении температуры в стволе и значительной длине напорного трубопровода в нем возникают температурные напря­жения, для устранения которых применяются компенсаторы. При прокладке трубопровода используются фасонные части. В местах поворота трубопровода применяются колена, при ответвлениях — тройники, при пере­ходе с одного диаметра на другой — конусные переходы.

   Толщина стенок труб каждого участка может быть различной в зависимости от увеличения давления в направлении от поверх­ности к околоствольному двору. Однако при любой глубине жела­тельно иметь не более 2—3 типов труб по толщине стенок. Рекомен­дуется принимать участки труб длиной (считая от устья ствола) 0—640 м, 640—1000 м, 1000—1600 м.

      15. Эксплуатация водоотливных установок.

   Водоотливная установка находится в ведении главного механика шахты.

   Работа насосов должна быть организована так, чтобы все на­сосы эксплуатировались, чередуясь в определенном порядке. График суточной работы насосов строится с учетом возможности остановки насосов в часы вечернего максимума электрической нагрузки.

   Установка с местным управлением обслуживается машинистами, прошедшими специальный курс обучения.

   В процессе эксплуатации водоотливной установки на внутрен­них стенках трубопровода откладываются твердые осадки. Для очистки труб от осадков необходимо периодически спу­скать воду из става и промывать сверху струей нейтральной воды под давлением. Очистка труб производится также с помощью пустотелых шаров-ежей или специальных снарядов, которые перемещаются в трубопроводе под действием движущейся воды. Для чистки труб применяют шарошки, подвешенные на канате, которые с помощью лебедки несколько раз перемещаются по трубопроводу.

   Планово-предупредительный ремонт водоотливной установки заключается в проведении операций текущего и капитального ремонтов.

   Объем работ при ремонтах устанавливается по результатам осмотров, которые производятся ежедневно обслуживающим пер­соналом и не реже одного раза в неделю — главным механиком.




Hosted by uCoz